Каждый год в России проходит отечественный кинофестиваль «Кинотавр». Фестиваль проводится с 1990 года и за 28 лет стал площадкой для свежих идей и экспериментов. По словам президента фестиваля Александра Роднянского, «Кинотавр» — настоящая лаборатория российского кино.
В последние годы смотр действительно становится платформой для дебютантов. В 2016 году новички представляли 9 из 14 фильмов конкурсной программы; в последнем сезоне 2017 года — половина основного конкурса в категории полного метра. Большинство дебютантов делают далеко не первые шаги в мире кино, известны публике, чем и подогревают интерес к своему творчеству.
Fresh&Lit подготовил список из 6 режиссеров, которые дебютировали со своими полнометражными фильмами в последнем сезоне «Кинотавра».
Кирилл Плетнёв, «Жги»
Известный российский актёр Кирилл Плетнёв мечтал стать режиссёром, но в 16 лет ему отказали по причине «слишком рано, нечего рассказывать» и посоветовали наиграться сначала в кино. Он поиграл вдоволь и взялся за режиссуру. Сначала опробовал короткий метр – получилось удачно: снял пять фильмов, самые успешные, «Настя» и «Мама» взяли главные призы «Кинотавра» и «Золотого орла» соответственно. Теперь Плетнёв дебютировал в роли режиссёра полнометражного фильма. «Жги» создан под впечатлением от истории победительницы британского шоу «X-factor» Сэм Бэйли, которая до конкурса была надзирательницой в мужской тюрьме. Основная идея фильма в том, что реализовать свою мечту и стать счастливым может каждый. Мысль не нова, но каждый раз способна вдохновить пару-тройку сотен людей на шаг вперёд.
Трейлер фильма:
Александр Молочников, «Мифы»
МХАТовский борец с предрассудками и стереотипами, молодой актер и режиссёр представил на суд критиков метафоричный и абсурдный фильм , в котором мир античных богов падает на грешную московскую современную землю. Молочников прикрывается и демонстрирует свою историю как выдумку, миф, сказку, но после просмотра фильма зритель разгадывает скрытый смысл картины.
Трейлер фильма:
Кантемир Балагов, «Теснота»
Молодой кабардинец, воспитанник творческой мастерской Александра Сокурова. Кантемир Балагов — обладатель приза Международной федерации кинопрессы в программе «Особый взгляд», прошедшей в Каннах. «Теснота» – его первый полнометражный фильм, который покорил иностранное жюри своей пронзительностью. Фильм о глубоких социальных трещинах – национальных, семейных, о том, как людям тесно в своей жизни и душе. История еврейской семьи, в которой боевики на Кавказе с целью получения выкупа похитили младшего сына и его невесту. Режиссёр не надеялся на успех картины в России, так как считал, что люди не готовы посмотреть на себя со стороны и увидеть свои проблемы. Но именно его фильм получил премию «Кинотавра» за лучший дебют.
Трейлер фильма:
Вадим Валиуллин, «Мёртвым повезло»
Не новичок «Кинотавра», но новичок полнометражного кино – в 2016 году Вадим взял главный приз за короткометражку «Кредит», снятую на 8 тысяч рублей. Новый же фильм режиссёра – комедийный хоррор, не самый популярный жанр в отечественном кинематографе. Валиуллин вдохновлялся Тарантино и Гаем Ричи, поэтому картина полна чёрного юмора и бутафорской крови. По сюжету криминальная банда решает совершить заказное убийство в стиле маньяка, который держит в страхе город. Маньяка не удовлетворяет качество работы, и он решает устроить для членов банды мастер-класс по его техникам убийства.
Трейлер фильма:
Иван Шахназаров, «Рок»
Иван Каренович, сын известного отца, актёр и начинающий режиссёр. «Рок» вырос из одноимённой короткометражки и рассказывает историю трёх провинциальных музыкантов, которые поехали покорять радио в Москве по приглашению незнакомца. Как говорил сам режиссер, он хотел «снять что-то драйвовое, дышащее, живое, движущееся». Слава отца может помочь Шахназарову, а может и подействовать с обратной силой.
Трейлер фильма:
Ксения Зуева, «Близкие»
Единственная девушка-режиссёр в основном конкурсе, единственная девушка-дебютант в 2017 году. Ксения закончила курсы под руководством Владимира Хотиненко, Павла Финна и Владимира Фенченко в 2015 году. Ее фильм — семейная драма о бытовых проблемах, о том, как границы человеческого стираются, а отношения разрушаются. Сама Зуева назвала свой фильм травмой, не своей личной, а собирательной, охватывающей многие семьи и многие проблемы.
Трейлер фильма:
Фильмы новичков, даже будучи высоко оценёнными критиками и жюри фестиваля, далеко не всегда завоёвывают любовь зрителей. Успехом у публики могут похвастаться разве что культовые «Сёстры» Сергея Бодрова-младшего 2001 года, дерзкое «Бабло» Константина Буслова 2008 года, который собрал более 2 млн. долларов в российском прокате, да и «Класс коррекции» Ивана Твердовского 2014 года, который хоть и не собрал миллионов, но всё же всколыхнул общественность, показав несправедливость мира без розовой дымки. Станут ли фильмы дебютантов народными? Покажет время.